Главная » Деятельность » Круглые столы » Управление процессами

Построение эффективной системы управления социальными процессами: Барахолка: снести нельзя оставить»

16 октября Интернет Ассоциация Казахстана при поддержке Министерства культуры и информации РК провела круглый стол на тему построения эффективной системы управления социальными процессами «Барахолка: снести нельзя оставить», где участники обсудили вопросы модернизации торговых рынков г.Алматы. Эксперты пришли к выводу о необходимости переноса алматинской «барахолки» и перехода к более цивилизованному формату торговли, при этом предлагается разработать программу реализации инициативы с указанием сроков, финансовых затрат и т.д., а также с учетом социальной составляющей.

 

 

В ходе заседания акимат г.Алматы и Ассоциация торговых предприятий Казахстана договорились о заключении меморандума о совместной работе по вопросам переноса рынков, также о создании рабочей группы по решению обозначенных проблем.

 

«Построение эффективной системы управления социальными процессами:

Барахолка = снести нельзя оставить»

(фрагменты круглого стола, отражающие ключевые позиции его участников)

 

Дания АЛЬТАЕВА, аналитик Института политических решений, спикер:

Мы провели социологический опрос, затронули буквально три вопроса об отношении алматинцев к сносу «барахолки», о причинах и последствиях.

Недоминантное большинство (39,5%) одобряют снос, 26,4% выступают против этого процесса, четверть алматинцев выразили безразличие, ответив «меня это не интересует», и наименьшая доля алматинцев (9,2%) затруднились дать какой-либо ответ.

Мы спросили алматинцев об истинных, по их мнению, причинах сноса, здесь мы не видим доминирующего мнения. С небольшим отрывом лидирует ответ «нелегальная торговля товарами» (17,2%). В пределах 13-14% фиксируются: «отсутствие цивилизованных условий торговли (антисанитария, криминал и пр.)», «желание влиятельных лиц завладеть территорией», «расположение рынков в пределах "красных линий" (заблокирован въезд/выезд из города в случае ЧС)», «бесконечные пробки и загруженность дорог в местах торговли».

В меньшей степени в качестве причины респонденты указывают «желание крупных собственников вытеснить из сферы торговли мелких торговцев» (10,5%) и «внутренние конфликты между руководителями рынков и городской администрацией» (7,4%).

Важно было узнать о возможных последствиях сноса. Большинство в качестве основного последствия указывают «увеличение безработицы» (23,3%) и «рост протестного потенциала» (17,1%). В пределах 11-12% отмечаются такие последствия, как положительные, так и негативные: «уменьшение количества некачественного и контрафактного товара», «уменьшение предложения на рынке/удорожание товаров», «освобождение выездной/въездной магистрали на случай ЧС», «создание цивилизованных условий торговли».

В целом, по результатам опроса, горожане настроены больше позитивно, чем негативно. Однако необходимо обратить внимание на возможные последствия сноса, поскольку здесь стоит вопрос социальной стабильности. Вопрос сноса необходимо рассматривать не только в географическом и архитектурном контексте, но и с точки зрения социальной стабильности в увязке с внутренней политикой города Алматы.

 

Жанат АЙТЛЕУ, первый заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Алматы, спикер:

Существует генеральный план развития города, который утвержден в 2002 году и рассчитан до 2020 года. Мы должны освоить некоторые вопросы по строительству и развитию города. Вопрос стоит в реконструкции рынков и расширении дорог. Большинство рынков, расположенных по улице Северное кольцо, нарушают «красную линию». По этой причине мы хотим освободить территорию улицы Северное кольцо – выездной магистрали, т.к. сегодня въезд/выезд из города очень затруднены.

Поэтому было решено освободить территорию улицы. Мы направили уведомления владельцам рынков о необходимости освобождения территории.

На территории города мы насчитали 74 рынка, из них 34 полностью или частично расположены в пределах «красных линий». У половины в скором времени истекают сроки договоров по аренде, некоторые просто захватили территорию, по ним сегодня идут судебные дела.

На сегодняшний день 8 из 40 рынков получили АПЗ (акт постоянного землепользования) и согласовали эскизные проекты для проектирования торговых объектов:

  1. «Строй сити»
  2. «Тулпар» (ТОО «Саксесс-Юнитрейд»)
  3. Рынок «Sав trade company»
  4. Рынок «Тигрохауд» (ТОО «Тигрохауд»)
  5. Рынок «Арыстан» (ТОО «Тигрохауд»)
  6. Мини-рынок «ИП Беремкулов»
  7. Торгово-развлекательный комплекс ТРК «АДК»
  8. Рынок «Салем» (ТОО Салем-7, ТОО Силк Сити Компани).

6 рынков получили предварительное согласование проектов, готовятся материалы для получения технических условий и АПЗ. По городу построены два рынка: рынок «Строй сити» по пр. Рыскулова и торгово-развлекательный комплекс «АДК» по ул. Сатпаева.

 

 

Жибек АЖИБАЕВА, вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана, спикер:

Вопрос по модернизации рынков ставится в течение уже 10 лет. Сложности были связаны с тем, что долгое время у нас не было никаких нормативно-правовых актов, касающихся требований и норм о том, какими должны быть торговые рынки. В силу этого в определенной части города стихийно сформировался рынок.

Мы понимаем, что любой рынок, любое торговое предприятие получают разрешение. В связи с этим у меня возникает вопрос: а как они раньше существовали? Им дали добро, длительное время они существовали, почему им тогда дали разрешение? Почему они создали не одно, а 7-8 колец вокруг Северного кольца? И внутри этих колец рынки не могут ни подвинуться, ни раздвинуться. Я считаю, что часть ответственности должны брать на себя акимат и контрольно-надзорные органы.

Сегодня возникает вопрос: нужны ли рынки как формат в нашей республике? Например, возьмем страны Азии. В Турции 70% розничного товарооборота получают от рынков и 30% товаров – от магазинов. Для нас не совсем правильно ставится вопрос о том, что все рынки Казахстана должны быть под каким-то форматом. Рынки как часть азиатского колорита должны присутствовать, при этом они должны иметь отформатированные площади и т.д. Это было бы гораздо вернее.

Сейчас отрабатывается отраслевая программа, в которой мы рассматриваем систему торговли в перспективе, в связи с этим мы выезжали в Европу, Францию, Финляндию и т.д. Ознакомились с их ситуацией, у них тоже существуют рынки.

Мы в течение длительного времени фактически не получали вразумительного ответа от акимата, мы не знали, каковы приоритеты, что и как они видят и т.д. Получается, что руководителей рынков они приглашают, ведут с ними диалог, а интересы третьих лиц (торгующих) не учитываются. Об этом никто не говорит.

В 2005-2008 гг. многие торговые рынки стали активно менять свои форматы, но при этом численность торгующих не уменьшилась. Сейчас уменьшается число рынков, а количество торгующих на оставшихся рынках уплотнилось. В связи с этим цена аренды за квадратный метр резко увеличилась. Это отражается на стоимости реализуемого товара.

Из опыта Перу: автор книги «Иной путь» пишет: «Может показаться, однако, что такая чудовищная растрата сил и средств на то, чтобы уличные торговцы покинули улицы, напрасна и что государство должно непосредственно вмешиваться в этот процесс. Если принять эту точку зрения, то, согласно оценкам института, государственная казна должна вложить 108 млн. долл., чтобы переместить 91 455 уличных торговцев, действующих в городе, хотя бы на самые скромные рынки. Кроме того, ежегодно потребуется выделять еще 5,4 млн. долл., чтобы размещать на этих рынках новых торговцев. Если учесть, что начальные инвестиции (108 млн. долл.) в Лиме составляют около 7,6% суммарных общественных инвестиций по всей стране в 1984 г., вероятность того, что государство смогло бы переместить торговцев с улиц на рынки быстро и эффективно, очень мала».

Вопрос акимату: есть ли у нас четко обозначенная программа, подкрепленная финансовыми, статистическими данными и т.д.?

В рамках Центральной Азии Всемирный банк проводил анализ ситуации и предложил следующее. Вместо того чтобы относиться к базарам как к маргинальным аспектам современной рыночной экономики, государственные органы должны способствовать развитию и укреплению базаров, принимая во внимание, что последние вносят значительный вклад в экономический рост, обеспечение занятости и борьбу с бедностью. Действительно, без хорошо функционирующих базаров издержки торговли и цены на товары были бы значительно выше, а ассортимент и объемы торговли значительно ниже. Вкратце можно сказать, что население стран было бы гораздо беднее. Это мы с вами прошли на собственном опыте, на самом деле благодаря базарам мы смогли пережить кризисный период.

 

Касательно ожиданий бизнеса необходимы:

  1. Программа по переводу торговых рынков на новые места дислокации, переходу на новые форматы;
  2. Финансовая поддержка участников программы;
  3. Реально существующие рабочие места для молодежи и лиц среднего возраста;
  4. Возможность раннего выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста;
  5. Упрощенная процедура и сокращение числа разрешений при оформлении документов на новый вид деятельности или местоположения;
  6. Банковские каникулы по кредитам для заемщиков;
  7. Выкуп частных земельных участков согласно законодательству РК;
  8. Возмещение убытков и потерь бизнеса.

Все эти вопросы должны быть освещены. Если они не разработаны, мы готовы принять в этом участие. Любые действия, касающиеся деятельности малого и среднего бизнеса, должны серьезно продумываться и просчитываться. Если заложены какие-то финансовые средства на переподготовку, переквалификацию и т.д., то эта программа будет иметь под собой серьезную основу.

 

Ярослав РАЗУМОВ, журналист:

В ходе отчета акима Алматы перед горожанами в феврале 2012 года был задан вопрос относительно степени готовности к землетрясению. Прозвучал ответ: «Мы готовы, у нас есть два мобильных госпиталя, набор для разгрузки завалов и палаток на 13 тысяч мест». Любому здравомыслящему человеку ясно, что мы не готовы, потому что нет средств.

По поводу улучшения транспортной схемы могу сказать о рынке на пересечении ул. Гоголя и Муратбаева. Зачем его трогать? Я живу рядом, кормлюсь, он не создает проблем для транспорта.

Вопросы к Ассоциации: сколько людей задействовано на алматинской «барахолке», включая всех грузчиков, продавцов и т.д.? Насколько примерно возрастет стоимость аренды в торговых центрах?

 

Жибек АЖИБАЕВА, вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана:

На сегодняшний день работают 74 торговых рынка, огромная сфера обслуживания – таксисты, грузчики и т.д. – 180 тысяч человек. Мы разбудим этот «муравейник»! Есть ли такая необходимость в условиях кризиса создавать дополнительную сложность? Не надо спешить, нужно серьезно обсуждать этот вопрос. Один из рынков Франции перемещали с центра города на окраину в течение 12 лет: «мы боялись, чтобы ни один бизнесмен не потерпел крах».

Касательно повышения аренды – она вырастет в 1,5 раза однозначно.

 

Ерлан КАНАПИЯЕВ, директор рынка «Арал»:

Мы все понимаем, что настало время кардинально менять ситуацию. Но мы должны признать, что к этому не готовы. В каких-то моментах я хочу поблагодарить акимат за помощь, которую он оказывал.

Народ не даст закрыть рынок, мы это должны понимать, последствия будут плачевными. На сегодняшний день нет связи между банками, акиматом и торгующими людьми на рынке.

Мы недавно встречались с акиматом, получили разрешение на строительство рынка. Но многие рынки, которые получили разрешения, на сегодняшний день не обеспечены кредитом для строительства торгового центра. Чтобы построить один торговый центр, необходимо около 50-100 млн. тенге.

 

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Если говорить о проблеме на данный момент, есть участники процесса: с одной стороны город, с другой – предприниматели, владельцы рынков, люди, торгующие на рынках, люди в сервисе, а также потребители и банки. По сути, есть несколько сторон процесса, у них плохие коммуникации внутри, не очень понятно, как процесс будет двигаться дальше. Понятно, что ожидается некое регуляторное административное воздействие: рынки будут переносить. Несмотря на всю благодарность акимату за сегодняшнее участие, мы не увидели каких-то конкретных шагов. Понятно, что рынки необходимо переносить – это процесс эволюционный. В 90-е, в начале 2000 годов они были нужны, но пришло время модернизации. В прошлом году после заседания по землетрясению мы давали рекомендации по необходимости переноса рынков. Однако в этом должна быть какая-то конкретика относительно сроков реализации, механизмов замещения и т.д. К сожалению, пока мы видим только то, что это будет красиво, в чем никто и не сомневается.

Вопрос акимату: делались ли какие-то расчеты, как нивелировать негативный социальный эффект?

 

Айдар ЕСЕНБЕКОВ, заместитель начальника Управления внутренней политики г. Алматы:

В районе алматинской «барахолки» нужно навести порядок – это однозначно. Но то, каким образом это делать, нужно обсуждать. Мы понимаем, что есть определенные риски, может возникнуть социальный взрыв. Здесь клубок проблем, это касается вопросов миграции, криминала, преступности и т.д. В данное время акимат просчитывает риски.

В этом вопросе нужно говорить и об ответственности руководителей рынков. В свое время было озвучено требование об обустройстве, парковке и т.д., они не исполнили свои обязательства, а сегодня требуют от государства помощи – это несправедливо. Необходимо рассматривать все методы.

 

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Вопрос переноса рынков – это не только экономический и градостроительный вопрос. Нельзя просто взять и перенести рынки, это вопрос социальной политики. На фоне тревожности населения (рост тарифов и цен, качество социальной инфраструктуры) если еще начнется перенос рынков, это приведет к негативным последствиям.

Если сейчас у акимата нет какой-то конкретики, то нужно сказать, что ее нет, но она будет прорабатываться. Сегодня участвует акимат, но отсутствует конкретика, здесь говорится только то, что все будет хорошо.

Безусловно, порядок наводить надо, вопрос в том, как это делать. Необходимо прорабатывать детали: вопросы финансирования предпринимателей, налоговые аспекты, вопросы упрощения процедур. Подход государства всегда больше экономический, хотя он прежде всего должен быть социальным. Понятно, что это очень большой проект для Алматы, хотелось бы увидеть экономику: есть определенное количество рынков, они приносят определенное количество денег, перенос будет стоить определенных денег – вот в чем вопрос.

 

Куанышбек КАШКИМБАЕВ, начальник Управления земельных отношений г. Алматы:

Здесь не стоит вопрос о переносе рынков. Кто об этом говорит? Единственное, стоит вопрос о реконструкции рынков, необходимо привести их в божеский вид, чтобы все соответствовало нормам дорожного движения, пожарной безопасности, правилам благоустройства и т.д. Это единственная задача, никто никого не закрывает, это надо понять. Акимат прекрасно понимает, что есть риск социального напряжения.

Акимом Алматы дано поручение идти на любые деловые предложения от руководителей рынков, то есть оказывать всяческое содействие в вопросах реконструкции, проектирования, оформления и т.д. Рынки, которые изъявили желание и имеют средства для реконструкции, поддерживаются городом. Город будет рассматривать все их предложения по реконструкции.

Здесь клубок вопросов: наличие контрафактного товара, безработица, нарастание социальных вопросов и т.д. – все это учитывается.

Все пожелания директоров рынков берутся во внимание. Например, рынок «Арал» находится в пределах «красных линий», но сейчас нет категорического решения о том, что нужно этот рынок закрыть. Будет либо перенос, либо предоставление другого земельного участка. Хотелось бы обратиться к руководителям рынков, чтобы по правилам благоустройства не было уличной торговли. Есть определенные границы этих рынков, но несмотря на это вдоль рынков идет лоточная торговля – это не соответствует никаким правилам санитарии.

В Алматы утвержден классификатор целевого назначения, это сделано для МСБ. Объекты торговли (магазины, аптеки и т.д.) у нас сгруппированы по целевому назначению – при получении этого акта они больше никуда не ходят. Получают разрешение на определенный вид деятельности в уполномоченных органах и продолжают работать. При несоответствии можно прийти и поменять вид своей деятельности.

Касательно банковских каникул здесь инициатива должна исходить и от руководителей рынков, тогда акимат пойдет навстречу, пригласит руководителей банков второго уровня и обсудит эти вопросы.

 

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Теперь объясните: вопрос стоит о закрытии 34 рынков? Об этом говорил спикер из акимата. Вы говорите о переносе или закрытии рынков?

 

Жанат АЙТЛЕУ, первый заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Алматы:

Мы насчитали 74 рынка, из них 34 частично или полностью находятся в пределах «красных линий», говорится о реконструкции только 40 рынков. Рынки, которые находятся в пределах «красных линиий» частично, имеют право на реконструкцию, но те рынки, которые находятся там полностью, должны быть однозначно закрыты. Их пока не закрывают, они будут работать до тех пор, пока им не будут предоставлены рабочие места.

Мы не говорим о том, чтобы все рынки были крытыми. Есть восточные рынки, которые торгуют в летнее время, они могут запроектировать свои торговые центры частично открытыми, частично закрытыми, но торговать под открытым небом зимой они не будут.

 

Петр СВОИК, член президиума ОСДП:

Нарушена «красная линия» – надо ее восстановить, дороги расширить, на рынках должно быть прилично, удобно – это не обсуждается, это должно быть положено в основу. Другой вопрос, что этого недостаточно.

180 тысяч человек, работающих там, обслуживают 1,5 миллионный город. Если мы с вами проведем социологический опрос о том, кто из нас отоваривается или когда-то отоваривался на рынках, то все поднимут руки. Это место, где закупается большое количество людей, бюджет любого алматинца, за исключением 5%, в той или иной степени состоит из этого. Надо еще иметь в виду, что это не только экономика, но и социальная сфера. И ни в коем случае нельзя поднимать стоимость в этой категории торговли.

Поэтому надо поставить вопрос о национализации какой-то части рынков. Выкупить их назад, а торговые места создать таким образом, чтобы потом владелец этих территорий и павильонов не отбивал всю жизнь эти 100 млн. долларов, которые он туда вложил. Есть торговля, которая должна делаться на свой страх и риск, под свои инвестиции, и город должен давать им землю.

Город должен взять на себя обустройство неких территорий, тем более что «красные линии» надо соблюдать, дороги расширять, нормальные павильоны надо строить – это должен делать город. Введите туда частные инвестиции, частную инициативу – ровно столько, сколько надо, чтобы это окупалось, по крайней мере, город должен взять на себя контроль над ценами.

 

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Если посмотреть бизнес-модель рынков, то это не только 1,5-миллионное население Алматы, туда оптовики со всего Казахстана ездят. Поэтому здесь цепочка пролонгированная: любое повышение цен ударит по населению всех регионов. А в регионах ситуация еще хуже.

 

Анатолий ПУРИЦ, вице-президент Алматинской ассоциации предпринимателей:

Меня приглашали в Китай, там показали огромную территорию, равную площади Алматы, где народное правительство за свой счет строит павильоны для торговых предпринимателей. У нас такого бюджета нет, мы не против цивилизованной торговли, но делать это надо осторожно.

В первую очередь необходимо из закона убрать стихийную торговлю, очень взвешенно и осторожно просчитать бюджет, рассчитать, на сколько метров надо сдвинуть рынок, чтобы организовать там стоянку и исключить пробки. Это самая важная и большая работа. В это же время надо понять, как не нанести ни копейки ущерба для предпринимателей – это самое главное.

За последние годы мы не раз поднимали проблемы самозанятых, это огромная цепочка, которая затрагивает одну треть работоспособного населения – это 2,5 млн. граждан страны. Надо подойти более взвешенно, на 10-15 лет растянуть этот процесс, чтобы это было без стресса для населения.

 

Сеильбек КАЛАКОВ, председатель Комиссии по экологии, здравоохранению и вопросам ЧС маслихата г. Алматы:

Если мы говорим о социальной защите, то я бы хотел привести некоторые цифры. По программе «Саламатты кала» представители Управления здравоохранения г. Алматы провели бесплатный медосмотр на рынках города. К сожалению, 100% женщин оказались нездоровыми. На 1000 человек 60 оказалось больных туберкулезом и венерическими заболеваниями. На алматинской «барахолке» самое большое скопление людей, мы все туда ходим, это может стать источником многочисленных инфекций. Поэтому приведение его в соответствие нормам – это социально важный момент.

 

Ержан ТОЛЕПБЕРГЕНОВ, главный архитектор Алатауского района:

Недавно ввели в эксплуатацию торговый центр «Строй Сити». Там раньше также шла торговля в контейнерах. Сохранились все торговые точки, было построено 2-этажное здание, все люди были переселены туда, сегодня в данном торговом центре есть все удобства: тепло, интернет, телефон и т.д. В то же время арендная плата осталась такой же, что и была до строительства.

 

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Давайте сконцентрируемся на конкретике. Рынки переносить надо, но вопрос в том, как это делать, какими действиями. Мы можем сейчас договориться с акиматом, чтобы Ассоциация торговых предприятий заключила с вами меморандум? Чтобы подписать меморандум и создать рабочую группу, затем по ней работать. Сегодня бизнесу непонятно, когда и как это будет, чтобы их интересы тоже были учтены, поскольку это вопрос мотивации.

 

Жанат АЙТЛЕУ, спикер:

Мы готовы идти на переговоры, на диалог. Мы готовы пойти навстречу. Можно создать рабочую группу по решению вопроса (модернизации рынков). Без диалога это никак не решить. Мы прислушаемся к любым предложениям, если они будут решать указанные проблемы.

 

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Тогда давайте ждать в течение следующей недели сообщений в СМИ о том, что акимат города и Ассоциация торговых предприятий заключили меморандум о сотрудничестве.

 

Жибек АЖИБАЕВА, вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана:

Все, что происходит в Алматы, влияет и на регионы страны. Если этот проект будет осуществляться неправильно в Алматы, то считайте, и в других регионах процедура будет проходить также со всеми ошибками. Обозначенные ожидания бизнеса должны быть серьезно проработаны с банковской системой, с контрольно-надзорными органами. Также необходимо работать с индивидуальными предпринимателями, которым это предстоит на себе пережить.

Что мы имели в виду, когда говорили о 34 рынках? Теперь их не переносят, не сносят и не оставляют – такого быть не может. Должен быть меморандум, рабочая программа, ее реализация и надо определиться относительно 34 рынков. Что будут иметь эти рынки? Мы должны это четко озвучить в наших рекомендациях.

 

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Подводя итоги: все согласны, что эволюция произошла в торговых форматах, понятно, что необходимы более цивилизованные виды торговли. Должны соблюдаться требования СЭС, необходимо решать транспортный вопрос, расширять дороги и т.д. С этим все согласны. Есть масса рецептов, например, в Европе, где все большие рынки, торговые центры вынесены за город, имеют парковки.

Здесь есть несколько сторон, пока не все участники процесса коммуницируют друг с другом, нет процесса обсуждения. Владельцы рынков вовлечены в это, ходят в акимат с обращениями. Мы видим, что пока не представлены интересы самих торговцев, потребителей и банков. Необходимо это все собирать, это должен делать акимат, поскольку за управление городом отвечает он. Но проактивная позиция должна быть и у других участников процесса.

Есть конфликты интересов между всеми сторонами – это нормально, в жизни это всегда происходит. Вопрос в том, как эти конфликты нивелировать, найти решение с максимальным балансом интересов. Здесь должна быть не только ответственность акимата, но и владельцев рынков. Поскольку у многих были не очень долгосрочные бизнес-стратегии: те, кто видел ситуацию в перспективе, уже построились. Кто-то не строился, эксплуатировал актив как хотел, выкачивая прибыль. У многих рынков есть хороший финансовый поток, но инфраструктура не меняется: нет нормальной парковки и т.д.

Акимату стоит рассматривать этот вопрос не только с экономической и градостроительной точки зрения, здесь социально-экономический вопрос, внутренняя политика выступает главным источником принятия решений в этом вопросе.

Подход должен быть социально-экономическим. Стоит вопрос мотивации: она может быть негативной, когда человека заставляют, а может быть позитивной. Необходимо смотреть варианты комбинированные, чтобы людям создать такие условия, чтобы они сами хотели туда перейти, чтобы это не было таким болезненным ударом: перенос бизнеса, потеря клиентской базы, затраты и т.д.

Это большой социальный вопрос, работает огромная масса людей, они кормят свои семьи, также это цепочка оптовиков, продающих товар другим регионам Казахстана.

Будет создана рабочая группа, необходимо подписать меморандум о сотрудничестве между акиматом и Ассоциацией торговых предприятий Казахстана, куда вошли бы также потребители и финансисты. Эта работа должна координироваться, шаг за шагом может выстроиться понятная модель. На базе этой работы предоставить конкретную программу со сроками, чтобы это не было как сейчас: просто рынки будут сносить или переносить.

Мы сегодня не понимаем: в одной презентации акимат говорит, что рынки будут переносить и закрывать, другой представитель госоргана говорит, что вопрос не стоит о сносе, их будут модернизировать. Даже в случае модернизации рынок придется на время закрыть, чтобы там построили торговый центр – куда в этом случае девать работников рынков? Если объект будет строиться год, пока его введут в эксплуатацию, люди будут без работы ходить. Должны быть какие-то замещающие моменты, деталей очень много. Нужно садиться и вести переговоры по каждому пункту, по каждому условию и т.д.

Необходимо провести анализ регуляторного воздействия, который покажет, где зоны риска. Потом этими рисками можно будет управлять, а не бороться с ними по факту. Надо предвидеть их, управлять ими и нивелировать их, как это делается в банковской системе и бизнесе. Также можно рассмотреть инструменты ГЧП (государственно-частного партнерства), есть социально-предпринимательские корпорации, которые были отданы под ведение акимата. Они тоже могут в этом процессе участвовать.

 

Список участников

(«Барахолка: снести нельзя оставить», 16.10.12)

1Абдижаппаров ТалгатЗаместитель председателя ДПК «Ак жол»
2Айтлеу ЖанатПервый заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Алматы
3Ажибаева ЖибекВице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана
4Алибаев АйдарАссоциация Пенсионных Фондов
5Артемьев ВячеславКНПК
6Ахметов АлматАО «Caspian Beverage Holding»
7Берентаев КанатЦентр анализа общественных проблем PPRC
8Букетов ГайсаУправляющий директор ТОО «J Consulting»
9Буршакбаев НурланПрезидент Казахстанского союза таможенных декларантов
10Дауранов ШамильНезависимый экономист
11Ергалиев ТалгатНезависимый экономист
12Зубилов НиколайДиректор рынка «Глория»
13Игилик ШахманГлавный архитектор Жетысуского района
14Искаков НурланЗаместитель председателя правления Центра развития г.Алматы
15Калаков СеильбекПредседатель комиссии по экологии, здравоохранению и вопросам ЧС Маслихата г.Алматы
16Канапияев ЕрланДиректор рынка «Арал»
17Кашкимбаев КуанышбекНачальник Управления земельных отношений г. Алматы
18Кененбаева ЗубайдаПсихоаналитическая ассоциация
19Конырбаев СергейДиректор рынка «Береке»
20Макен БактиярНачальник управления внутренней политики города Алматы
21Мотькина ЕленаПредседатель алматинского независимого профсоюза по защите малого и среднего бизнеса (рынки «Болашак» и «Кулагер»)
22Мустафаев НуртайАЦ «Наше дело»
23Надыров ШарипжанГеографический факультет КазНУ им. аль-Фараби
24Нурмаков АдильРедактор alatoday.info
25Нуров КанатПрезидент Научно-образовательного фонда «Аспандау»
26Пуриц АнатолийВице-президент Алматинской ассоциации предпринимателей
27Своик ПетрЧлен президиума ОСДП
28Стеблянко ВладимирАссоциация психологов Казахстана
29Сулейменов ЕржанИнститут Медиа Стандартов
30Толепбергенов ЕржанГлавный архитектор Алатауского района