2011г. Объединение Юридических Лиц "Интернет Aссоциация Казахстана"
Все торговые марки, использованные на сайте, принадлежат их владельцам.
Все торговые марки, использованные на сайте, принадлежат их владельцам.
3 сентября финская Nokia продала производство смартфонов вместе с патентами всего за $7 млрд компании Microsoft. Эксперты сомневаются, что после сделки смартфоны Nokia станут более популярными - из-за отсутствия четкой стратегии по мобильным устройствам у Microsoft.
Бизнес по производству смартфонов Nokia оценен в $5 млрд. Еще €1,65 млрд ($2,18 млрд) Microsoft заплатит за патенты, принадлежащие подразделению.
Эта сделка завершает 30-летнюю историю компании Nokia как лидирующего производителя мобильных устройств и первого производителя смартфонов. Расставшись с мобильным подразделением компании, Nokia будет заниматься производством телекоммуникационного оборудования.
Накануне сделки информация о возможной продаже мобильного подразделения Nokia Microsoft’у разнонаправленно отразилась на акциях компаний. С 30 августа акции Nokia на NYSE выросли на 40,77%, тогда как акции Microsoft снизились на 6,5%.
По мнению специалиста аналитического центра АО «Асыл-Инвест» Айвара Байкенова, в целом это - обычная практика, когда первостепенная реакция инвесторов на новости о поглощениях такова, что следует рост котировок объекта сделки и падение акций покупателя. «К тому же более сильный скачок рыночной стоимости Nokia обусловлен рыночными механизмами, а именно - большим объемом коротких позиций по бумаге. То есть тем, кто ставил против компании, пришлось после данной новости покупать бумаги по уже взлетевшим ценам», - считает он.
По факту, мобильное подразделение стоит в районе $5 млрд. Остальная сумма покупки – это патенты, принадлежащие компании. Капитализация компании до сделки - $14,48 млрд, после продажи в районе $19 млрд. «Важно учитывать, что Nokia продала лишь свое подразделение, а не была поглощена со стороны Microsoft . Значит, Nokia остается вместе со своими обязательствами по долгам и текущей инвестиционной стратегией. Если адекватно оценить актив компании, то с учетом долговых обязательств в размере $5,3 млрд и прочих трудностей, которые сопровождают компанию в последние годы, вряд ли есть фундаментальные предпосылки для продолжения успешной деятельности компании в рамках оставшихся подразделений, а именно - телекоммуникационное оборудование. Ведь именно мобильное подразделение, несмотря на провалы последних моделей смартфонов, генерировало 50% доходов компании. Если учитывать эти данные, то вряд ли реальная капитализация компании составит сумму выше $8 млрд. Это означает, что текущие котировки, в которых заложено ожидание по результатам сделки, значительно переоценены. Такие дисбалансы рынком, скорее всего, будут устранены», - уверен ведущий инвестиционный консультант департамента инвестиций Seven Rivers Capital Сакен Усер.
В качестве примера аналитик приводит пример сделки на KASE: некоторые инвесторы покупали акции «Казактелекома» по цене, при которой она стоила до продажи Kcell. «Рынок это довольно-таки быстро выправил и, на мой взгляд, цена акций «Казахтелекома» на сегодня справедлива», - добавил С. Усер.
Однако с приобретением мобильного бизнеса Microsoft’ом дела у смартфонов Nokia могут пойти в гору. «Для Nokia, которая на протяжении двух лет показывает убытки, приход сильного акционера, обладающего столь мощной ресурсной базой, безусловно, позитивный момент, который может помочь выправить ситуацию. Однако вопрос - в том, в каком направлении начнет развиваться компания. Рынок смартфонов и прочих мобильных устройств сегодня перенасыщен, и, чтобы занять на нем более существенную долю, необходим новый инновационный продукт. Пока что, аппараты финской компании на базе Windows не пользуются спросом. Так же, как и сама операционная система от Microsoft», - отметил А. Байкенов.
Аналитик Seven Rivers Capital также напоминает о том, что изначально сотрудничество Nokia с Microsoft, в рамках операционной системы, было провальным. «Microsoft делает попытки занять нишу в секторе смартфонов, который они однажды упустили. Лично мне не совсем понятна текущая политика в рамках этого вопроса. И что для них будет приоритетней - продажа смартфонов или агрессивное развитие их операционной системы? К примеру, Samsung платит Google $2 с каждого проданного смартфона с операционной системой Android. Microsoft имеет традицию диктовать рынку в рамках своей монополии. Но мобильный сегмент - это тот рынок, где такая политика уже невозможна, а технологическое отставание OC Windows от Android или IOS очевидно. Рынок естественно реагирует на негативные перспективы для Windows из-за отсутствия четкого понимания дальнейшей стратегии в рамках сегмента смартфонов. Вполне вероятно, что для Windows это будет «токсичный» актив с необходимостью многомиллиардного вливания», - поясняет свое мнение г-н Усер.
Также вполне возможно, что для покупателя интерес больше представляли патенты Nokia и ряд разработок, на которые необходимо финансирование. «Вполне возможно, что среди них есть перспективные проекты. По некоторым данным, стоимость этих патентов превышает $5 млрд. Поэтому вполне возможно, что Microsoft купил мобильный бизнес Nokia с некоторым дисконтом», - предположил г-н Байкенов.